Основные формы, методы и средства формирования нравственно-экономических качеств личности у детей дошкольного образования

Знание основ экологической культуры детьми дошкольного возраста способствует формированию правильного миропонимания, приобретению элементарных навыков ориентировки в окружающем мире, воспитанию социально активной личности, правильному поведению в социуме. Экономическое воспитание не только приближает ребенка к реальной жизни, содействует приобретению навыков разумного потребления природных богатств, экономному использованию электроэнергии, воды и тепла, но и обучает его ориентироваться в происходящем. Для того чтобы дети со всей серьезностью относились к воспитанию в себе экономических качеств, рядом с ними должен находиться взрослый человек, который показывал бы образец достойного поведения.

 Если ребенок с первых лет жизни будет видеть и в детском саду, и дома пример бережного отношения взрослых к окружающему миру, если он будет усваивать понятия энерго – и ресурсосбережения на занятиях, в различных видах деятельности, то из него вырастет личность с высоким уровнем гражданской ответственности. Если мы сегодня не научим детей правилам экономического и  экологически грамотного поведения, то завтра нас ждут новые экономические и экологические катастрофы.

 Приобщение ребенка к экономической действительности – одна из сложных и в тоже время важных задач педагогики.

Цель работы по энерго – и ресурсосбережению – показать ребенку окружающий его  рукотворный и природный  мир  как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить  соответствующим формам поведения.

  Особое место следует уделить созданию в группе предметно-развивающей среды:

  • Организовать зону исследовательской познавательно-практической деятельности детей (микроскоп, природный материал, песок, вода, увеличительные стекла, наборы для опытов с магнитом, огнем и т.д.);
  • Подготовить разнообразный развивающий и иллюстративный материал по ознакомлению детей с понятиями «свет», «тепло», «вода», «экономия», «бережливость»;
  • Оформить карточки-сберегалочки ;
  • Подобрать художественные произведения, литературу с доступной информацией по экономическому воспитанию (книги, альбомы, энциклопедии, журналы и др.);
  • Изготовить игрушки – макеты электро- и других домашних приборов;
  • В зоне игровой деятельности- сюжетно-ролевые игры, дидактические, развивающие  связанные с экономией и бережливостью: «Супермаркет «Буслик», «Рекламное агентство», « Банк», «Энергознайка», «Бюджет семьи», «Доходы и расходы».
  • В разделе микрокабинета воспитателя – набор вариативных заданий для воспитанников по экономическому воспитанию, логические кроссворды, алгоритмические задания к проектам.

Основной целью организации работы с  детьми является воспитание экологического сознания, привлечение внимания к проблемам использования и экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды. Педагоги должны способствовать получению информации детьми  об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека; создать условия для формирования правил эффективного использования энергоресурсов и воспитания ответственности, экономного и бережного отношения к электроэнергии, теплу, воде, природным богатствам страны.

Проводя работу по образовательной области «Ребенок и общество», необходимо формировать представления о человечестве как  семье на планете Земля, убеждать детей в необходимости личного вклада в восстановление экологического баланса планеты, соблюдение норм экономии и бережливости. Формировать знания о расходах бюджета и стремление быть бережливыми. Дать элементарные представления о родном городе, поселке (просмотр фильмов о работе местных ГЭС и водоканала с целью формирования у детей представления о том, как много затрачено сил, средств и энергии для того, чтобы в домах и учреждениях было тепло, светло, и всегда была вода).

По образовательной области «Ребенок и природа»:

– обучать умению устанавливать связи между явлениями природы, находить причины и следствия событий, прогнозировать результат от своих действий;

– развивать детскую поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе);

– формировать, в том числе на основе исследовательской деятельности, экологическую культуру и первичные навыки рационального природопользования;

– расширять словарный запас за счет введения новых, доступных детскому пониманию терминов.

Участвуя вместе с педагогом в проведении исследований, связанных с физическими явлениями, знакомясь с их практическими последствиями, ребенок делает для себя своеобразные открытия и запоминает их надолго. Активизируем его практическую деятельность , связанную с энергосбережением, различными конкретным поручениями и доступными заданиями. Например, просьбами проверить, не течет ли из крана вода, плотно ли закрыты двери, везде ли при необходимости выключен свет и т.п. В результате из объекта, поглощающего информацию, ребенок превращается в активный  субъект образовательной деятельности. Задачи по воспитанию у детей культуры энергосбережения педагоги решают в ходе игровой, театрализованной, трудовой и художественной деятельности.

Игровая деятельность.

Игра для детей дошкольного возраста – основной вид деятельности. В частности, дидактические игры расширяют кругозор ребенка и формируют его представления об окружающем мире. К  примеру, нелегко освоить такие понятия, как «энергия», «ток», «электричество». На помощь приходят парные картинки, лото, пазлы, словесные и другие дидактические игры.

В сюжетно-ролевой игре, где дети могут исполнять роли членов семьи или руководителей производства, воспитываются азы мировоззрения будущего семьянина и гражданина своей страны, настоящего рачительного хозяина.

 Театральные игры или игры-драматизации используются для привлечения внимания общественности к идее энергосбережения в ходе выступлений перед родителями, другими группами зрителей.

Трудовая деятельность:

-формировать навыки бережного  отношения к продуктам деятельности человека, ресурсосбережения (экономить свет, тепло),                 представления о том, что труд человека должен учитывать закономерности развития природы;

– дать представления о профессиях людей, занятых в энергетике и других отраслях управления  природными ресурсами;

Детям дошкольного возраста вполне по силам следить за чистотой территории, экономией водных ресурсов, тепла, своевременно выключать свет.  Можно осуществлять природоохранную деятельность наподобие игры с правилами – распределяются роли, определяются победители. Ее практический результат повышает значимость проделанной работы как в глазах ребенка, так и в глазах его сверстников и родителей.

Художественная деятельность.

 В процессе формирования у воспитанников культуры энергосбережения большая роль отводится развлечениям, досугам, музыкальным занятиям с привлечением родителей. Семейный поиск разрешения моделируемых ситуаций помогает выработать совместные формы и нормы энергосберегающего поведения, научить этому других.

  Основами бережливости дети эффективно овладевают в различных видах художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликация. Детские рисунки об энергетических проблемах становятся поводом к размышлению о будущем нашей страны и планеты не только для их маленьких авторов, но и для взрослых.

  Широкие возможности связаны с чтением для детей художественной литературы из серии «Экономия и бережливость». После прочтения рассказов, стихов, сказок следует провести с детьми беседу, разыграть проблемные ситуации, решить экономические задачи. Дети охотно откликаются на предложение самим сочинить короткие  тематические рассказы и сказки,  основанные на жизненных реалиях. Хороший результат дает также использование педагогом пословиц и поговорок, связанных с вопросами экономии и бережливости.

   Эффективность воспитания культуры ресурсо- и энергосбережения заметно повышается в процессе создания специальных условий: достойного личного примера, организации работы с родителями, создания  предметно- развивающей среды, использование игровых  форм обучения.

  Использование  игровых форм обучения.

В детском мышлении доминируют  эмоционально-чувственные, интуитивные, образные процессы познания, поэтому формирование у них навыков экономии и бережливости, в первую очередь, связано с эмоциональными переживаниями.  Следует мотивировать детей к энергосберегающему поведению. Обсуждать правильные и неправильные  поступки, поощрять их достойное  поведение с использованием призов, наград, морального стимулирования.

 В результате такой работы, у воспитанников формируется бережное отношение к природным ресурсам; повышается ответственность за состояние ближайшего природного окружения, культура обращения с энергоресурсами;  приобретение навыков активного участия в охране природы, грамотном потреблении  водо- и  энергоресурсов.

 Необходимо также осуществлять постоянное сотрудничество с родителями, ведь семья для ребенка – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В процессе такого сотрудничества формируем у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам на воспитание ребенка, а у детей – уважительное отношение к своим близким. Практика свидетельствует о том. что если ребенок не будет иметь постоянного примера разумного отношения к природе и ее ресурсам, то мотивация его правильного поведения по отношению к ним постепенно будет ослабевать.

 Можно использовать в работе с родителями следующие формы:

– акции добрых дел;

– анкетирование родителей для выяснения уровня экономного расходования природных ресурсов в быту;

-изготовление родителями совместно с детьми «карточек- напоминалочек» по энергосбережению;

– проведение конкурсов: «Самая  бережливая семья», «Коллекция энергоэффективных советов»;

– проведение взрослыми и детьми домашних исследований по расходованию природных ресурсов;

– участие в тематических досугах «Бережем энергию»;

– выпуск семейных альбомов и газет по теме «Энерго- и ресурсосбережение»;

– создание информационных уголков для родителей;

– родительское собрание «Азы бережливости».

  Родители принимая активное участие в работе по формированию у детей бережного отношения к природным богатствам, энергоресурсам, собственным положительным примером приучат их к бережливости; пополнят свои знания в вопросах энергосбережения, с пользой для семейного бюджета будут экономить энергоресурсы.

Литература: журнал «Пралеска», №6 2015 г.,  Е.В. Глущенко, М,Ю. Денисова, Л.В. Рывкина «Я в стране своей живу – свет и воду берегу!» Мозырь «Белый Ветер» 2012.