Закаливание воспитанников в летний период

Закаливание – система процедур, направленных на выработку закаленности.

Закаленность – это качество организма, обеспечивающее ему сопротивление неблагоприятным метеорологическим воздействиям. Закаливающие процедуры позволяют выработать у детей условный рефлекс на охлаждение, при котором терморегулирующие механизмы у детей (усиление обмена веществ) включаются адекватно условиям, быстро и без напряжения. У незакаленного ребенка слабо выражены все терморегулирующие реакции, и охлаждение организма наступает значительно быстрее.

В систему закаливающих процедур входят:

  • Общие и местные воздушные ванны;
  • Общие и местные водные процедуры и хождение босиком;
  • Использование ультрафиолетового излучения (солнечные ванны и искусственное облучение).

В летний период при благоприятных микроклиматических условиях, длительном пребывании на свежем воздухе и купании дети закаляются, но это состояние без соответствующего подкрепления закаливающими процедурами исчезает  через 1-1,5 месяца. Оздоровительная работа с детьми в летний период является составной частью системы лечебно-профилактических мероприятий. Для достижения оздоровительного эффекта в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Выделяются три режима закаливания:

  • Начальный – тренирует только физические механизмы терморегуляции (короткие процедуры, обязательно закаливающие теплом);
  • Оптимальный – стандартная методика;
  • Специальный – интенсивные закаливание с участием химических процессов терморегуляции.

Детям первой группы здоровья возможно сразу назначение оптимального режима с переходом в последующем на специальный.

Детям второй группы здоровья закаливание проводят с начального режима, затем переходят на оптимальный. Вопрос о специальном режиме решается индивидуально.

Детям третьей группы здоровья длительно (не менее 1,5 мес.) закаливание ведется по начальному режиму с постепенным переходом на оптимальный. Специальный режим не используется.

Постоянных противопоказаний для проведения закаливания нет. Могут применяться лишь ограничения в дозе и длительности воздействующих  факторов с учетом состояния здоровья. Временными противопоказаниями являются: острый период заболевания, обширное поражение кожи, тяжелые травмы. После острого периода заболевания длительностью до 10 дней величина холодового воздействия ослабляется  на 2-3 градуса С по сравнению с температурой последних процедур. При прекращении закаливания  на 10 дней и более рекомендуется  возвращаться к начальной методике закаливания.

Воздушные ванны

По вызываемому теплоощущению воздушные ванны из всех естественных процедур рассматриваются как наиболее «мягкие» и безопасные. С них обычно и рекомендуется начинать систематическое закаливание организма ребенка. Основной лечебный фактор – дозированное охлаждение.

Закаливающее действие воздуха связано с разницей температур между ним и поверхностью кожи. Слой воздуха, находящийся между телом и одеждой, обычно имеет  постоянную температуру около 27 – 28 градусов С. Разница между температурой  кожи одетого человека и окружающим воздухом, как правило, невелика, поэтому отдача тепла организмом почти незаметна. Как только тело человека освобождается от одежды, процесс отдачи тепла становится интенсивным. Чем ниже температура окружающего воздуха, тем большему охлаждению подвергаются дети. Однако закаливающее действие воздуха зависит не только от температуры. Существенную роль играют влажность и и скорость движения воздуха.

Влажный воздух, благодаря большой теплопроводности водяных паров, отнимает от тела больше тепла, чем сухой. Ветер, непрерывно унося окружающий нас слой нагретого воздуха, также увеличивает потери тепла организмом. Поэтому при осуществлении закаливания воздухом, помимо температуры, необходимо учитывать влажность и скорость движения воздуха.

Различают полные ванны  и полуванны (до пояса), общие и частичные. К частичным воздушным ваннам относятся сон на свежем воздухе, частичное оголение тела (занятия физкультурой в соответствующей  форме одежды, прогулка в облегченной одежде). По холодовой нагрузке они могут быть холодные (ниже 14 градусов С), прохладные (от 20 до 14 градусов С и ниже), индифферентные (17-21 градусов С)  и теплые при температуре от 30 до 20 градусов С.

Прием воздушных ванн проводят в хорошо проветриваемом помещении. Первые воздушные ванны для здоровых детей могут длиться  10 – 30 мин при температуре воздуха 17-24 градусов С в зависимости от возраста. В дальнейшем их продолжительность ежедневно увеличивается на 10 мин и доводится до двух часов.

В весенне-летний период воздушные ванны принимают на участке, защищенном от прямых солнечных лучей. Наилучшее место для процедур – затененные участки с зелеными насаждениями, удаленные от источников возможного загрязнения атмосферы пылью и дымом. При этом дети находятся в облегченной одежде (трусы, панама), в зависимости от погоды можно обувать тапочки, надевать майки и т. п. Во время приема воздушных ванн дети должны находиться  в движении  (подвижные игры или развлечения). Полные воздушные ванны можно начинать в комфортных условиях при температуре – до 14-15 градусов С. Во всех случаях скорость движения воздуха не должна превышать 0,1 м/с, а относительная влажность быть в пределах 40-65 %. Время приема воздушных ванн лимитируется режимом дня и погодой.

При воздействии холодного воздуха на большую поверхность тела организм отвечает определенной реакцией. Вначале, вследствие  большой отдачи тепла, возникает ощущение холода, но затем кровеносные сосуды кожи расширяются, приток крови к ним увеличивается, ощущение холода сменяется приятным ощущением тепла. Если же станет холодно, появится «гусиная кожа», озноб немедленно надо одеться и выполнить небольшую пробежку, несколько гимнастических упражнений.

В сырую и ветреную погоду продолжительность процедур сокращается. При дожде, тумане и скорости движения воздуха свыше 3 м/с их лучше не проводить.

Дозировка воздушных ванн осуществляется двумя путями: постепенным снижением температуры воздуха или увеличением длительности процедур при одной и той же температуре.

Прохладные климатопроцедуры улучшают умственную и физическую работоспособность, нормализуют высшую нервную деятельность, уменьшают кислородную задолженность на 15-25 %, укорачивают на 20 – 30 % восстановительный  период после стандартной физической нагрузки. При этом увеличивается церебральный  кровоток, активизируется деятельность щитовидной железы и надпочечников.

Водные процедуры

Водные процедуры, по сравнению с воздушными, безусловно более энергичное средство закаливания организма. Применяются следующие их виды: обтирание и общее обливание тела, обливание ног, купание  в открытых водоемах и контрастные процедуры. Водные процедуры начинают проводить водой нейтральной температуры. Температура кожи груди в области сердца, по которой определяют нейтральную температуру воды, колеблется в зависимости от возраста. Так у грудных детей она находится в пределах 35-36 градусов С, у взрослых – в пределах 30-33 градусов С. Для детей первой группы здоровья температуру воды постепенно снижают и доводят до 20-14 градусов С в зависимости от возраста.

Наиболее мягкой водной процедурой является обтирание. Слегка отжатой салфеткой обтирают вначале верхние и нижние конечности от периферии к центру, затем спину, ягодицы, шею, грудь, живот. Для обливания пользуются душевыми сетками или садовыми лейками. Высота струи должна быть не менее 50 см над головой, при этом голову не смачивают.

Температура воды при обливании на 1-2 градуса С выше, чем при обтирании. При обливании ног температура воды, наоборот, должна быть на 1-2 градуса С ниже, чем при обтирании.

Купание в открытых водоёмах

Купание в открытых водоемах – мощный оздоравливающий фактор, оказывающий многократное воздействие на организм, улучшающий теплорегуляцию и обмен веществ, активизирующий деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Купание в открытых водоемах разрешается в том случае, если он чистый и имеет песчаное дно. Для детей дошкольного возраста участок водоема должен быть огражден, высота водного столба должна доходить до груди самому низкорослому ребенку. Для плавания выбирается водоем с проточной водой. Место для купания располагается по течению выше любых возможных стоков, мест водопоя скота, стирки белья. Желательно, чтобы берег был песчаный, не заболоченный, а дно покатое, без ям, обрывов, коряг, холодных ключей. Вода в водоеме должна обязательно подвергаться химико-бактериологическому исследованию не реже 1 раза в месяц.

Солнечные ванны и их применение

Солнечные ванны представляют собой климатическую процедуру, при которой обнаженное тело ребенка подвергается воздействию солнечной радиации, а также окружающей среды. Данная процедура – важный элемент закаливания. При приеме солнечных ванн надо помнить о постепенном нарастании нагрузок. Солнечные ванны целесообразно принимать утром, – когда земля и воздух  менее нагреты, жара переносится значительно легче. В середине дня солнечные лучи падают более отвесно и опасность перегревания организма увеличивается. В связи с тем, что терморегуляция у детей дошкольного возраста развита недостаточно, неподвижное положение лежа на солнцепеке вызывает перегревание. Дошкольникам рекомендуется принимать солнечно-воздушные ванны при спокойных движениях (например, игра в песке). Длительность солнечно-воздушных ванн постепенно увеличивается с 4 до 40 мин. Весной и осенью лучшее время для солнечных ванн – от 11 до 14 часов. Ванны следует принимать не менее чем за 1,5 ч до еды или спустя 0,5 ч после.

Различают общие солнечные ванны (одежда – только трусы) и местные. При этом на организм ребенка действуют все виды радиации – прямая, рассеянная, отраженная и суммарная. Отраженная и суммарная включают все виды излучения – тепловое, видимое и ультрафиолетовое. Рассеянная радиация, идущая от небосвода, содержит ультрафиолетовые и тепловые  лучи. И прямая, и рассеянная радиации способны вызвать загар. Одномоментное действие различных по характеру лучей солнца вызывает разные по характеру и времени реакции.

Наибольшее биологическое воздействие на организм оказывают ультрафиолетовые лучи, находящиеся в невидимой части спектра солнечной радиации. Под влиянием солнечных облучений повышается тонус центральной нервной системы, в коже образуется витамин D, улучшается обмен веществ и состав крови, активизируется деятельность желез внутренней секреции. Все это положительно сказывается на работоспособности и общем настроении человека. Солнечный свет к тому же оказывает губительное действие на различные болезнетворные микробы.

Живительные солнечные лучи – постоянно действующий фактор внешней среды, оказывающий непосредственное влияние на целый ряд функций организма человека. Если по каким-либо причинам человеческий организм лишается возможности широко ими пользоваться , то в организме развивается состояние, известное как «световое голодание» – снижается тонус центральной нервной системы, защитные силы организма, обменные процессы. У детей «световое голодание» приводит к заболеванию рахитом. 

Солнечный свет – мощное лечебное и профилактическое средство. Однако надо помнить, что положительное воздействие на организм оказывают только определенные дозы солнечной радиации. Неумелое общение с этим природным фактором может нанести непоправимый вред – вызвать серьезные расстройства нервной, сердечно-сосудистой и других систем организма. Поэтому необходимо учитывать действие на организм человека не только таких климатических факторов, как температура окружающей среды, влажность воздуха, его движение, но и ультрафиолетовую радиацию.

Закаливание солнцем можно начинать с первых теплых весенних  дней и продолжать его летом и ранней осенью. Если прием солнечных ванн начинается с запаздыванием, в середине лета, то их продолжительность следует увеличивать особенно осторожно.

В детском дошкольном учреждении солнечные ванны назначают детям после окончания периода адаптации и приема воздушных ванн. Их проводят в утренние или вечерние часы на пляже.

Солнечные ванны рекомендуется принимать спустя час-полтора после еды, при температуре воздуха – 18 – 25 градусов С. Детям основной и подготовительной групп солнечные ванны следует начинать с 2-3 мин для младших и с 5 мин для старших, постепенно увеличивая процедуру до 30 -50 мин. Детям специальной группы солнечные ванны разрешаются только по назначению врача.

Контрастные процедуры

К контрастным процедурам, которые можно проводить только здоровым детям, относится шотландский душ, т.е. душ с попеременной сменой теплой и холодной воды с разницей температуры от 3до 10 градусов С (например, 32 и 23 градусов С)Закаливающей процедурой такого же типа является прямая солнечная ванна с последующим купанием или приемом душа. Сюда же относится воздушная ванна при низкой температуре воздуха с последующим лучистым естественным или искусственным обогреванием. После любой водной процедуры тело необходимо растереть до легкого покраснения. Время проведения водных процедур должно быть точно фиксировано в режиме дня. Их целесообразно проводить тотчас после утренней гимнастики или перед обедом.

Хождение босиком

Хождение босиком – важное закаливающее средство, поскольку охлаждение ног дает рефлекторную реакцию спазма сосудов кожи, носоглотки, почек и чаще всего бывает причиной возникновения так называемых простудных заболеваний. Кроме того,  хождение босиком является профилактикой плоскостопия.

Схемы проведения комплекса закаливающих процедур в летний период представлены в таблице.

Таким образом, рациональное проведение неспецифических закаливающих мероприятий с самого раннего возраста может способствовать укреплению здоровья детей, подготовке организма ребенка к проведению уже специальных закаливающих мероприятий

Естественные силы природы – воздух, вода, и солнечные лучи – были и остаются нашими союзниками, источниками бодрости и здоровья, непревзойденными средствами закаливания в летний период.

 

 

Инструктивно-методическое письмо “Об организации летней оздоровительной работы в учреждении дошкольного образования”, 2015