Актуальные проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших государственных задач в сфере обеспечения безопасности населения.

Эффективность профилактики во многом зависит от активного взаимодействия педагогов с сотрудниками подразделений органов внутренних дел, представителями средств массовой информации и общественных объединений, а также родителями (законными представителями) воспитанников.

Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан.

По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибают около 1,3 млн. человек (более 3000 человек в день) и до 50 млн. человек  получают ранения различной степени тяжести. В Европе по этой причине погибают и травмируются, соответственно, 120 тыс. и 2,4 млн. человек. Основную группу риска смерти, получения травмы и инвалидности в результате дорожно-транспортных происшествий составляют дети и молодежь.

По уровню  смертности детей в результате ДТП Республика Беларусь занимает 17 место среди 47 стран Европейского региона. Ежегодно в Беларуси в результате ДТП погибает в среднем 30 детей.

Ежегодное увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения ДТП, в том числе с участием детей и подростков.

Примерно 30% ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Основными причинами несчастий с детьми на дороге являются переход ими проезжей части в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, нарушение требований ПДД при движении на велосипедах, мопедах, мотоциклах и роликах.

Эти факторы свидетельствуют об отсутствии у детей устойчивых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, неумения юных участников дорожного движения ориентироваться в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Совершенно очевидно, что все вышеназванные причины – не только следствие невыполнения детьми и подростками ПДД, но и безучастного отношения взрослых к их поведению на проезжей части. А дети, предоставленные самим себе, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге и не умеют еще в должной степени управлять своим поведением.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как незрелость, неспособность правильно оценивать обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Одна из основных причин детского травматизма на дороге состоит в том, что юные участники движения в своем поведении на улице руководствуются наблюдениями за действиями взрослых, которые не всегда бывают правильными.

Охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения  правилам безопасного поведения на улицах и дорогах таким образом, чтобы у каждого воспитанника сформировалась жизненно необходимая потребность в соблюдении этих правил.

Основными направлениями работы являются:

–        экскурсии, прогулки и наблюдения;

–        проведение викторин, игровых программ и конкурсов по ПДД;

–        организация профилактических акций;

–        встречи с сотрудниками РОВД;

–        проведение тематических родительских собраний;

–        занятия на автоплощадке и т.п.

Немаловажное значение должно уделяться совместной деятельности родителей (законных представителей) и ребенка, путем проведения тематических семейных конкурсов, кинолекториев, экскурсий и т.д.

Содержание работы по формированию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста определено учебной программой дошкольного образования, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь.

Согласно учебной программе дошкольного образования с первой младшей группы (2-3 года) у воспитанников взрослые формируют представления об элементарных правилах поведения, способствующих безопасности их жизнедеятельности. Так, родители в повседневной жизни должны объяснять детям правила поведения на дороге: не выходить за линию (бордюрный камень тротуара), разделяющую пешеходную и проезжую части; прежде чем перейти дорогу необходимо остановиться, подождать; переходить дорогу можно только держась за руку взрослого, бежать к автобусу нельзя, можно попасть под колеса проходящих автомобилей и т.д. Необходимо помнить, что на формирование безопасного поведения ребенка, в том числе и на дороге, самое большое влияние оказывает соответствующее поведение взрослого.

Воспитание внимательного и спокойного поведения на дороге очень важно для ребенка, и базируется на личном примере. Взрослый не должен поддаваться волнению или спешке на дороге, какие бы обстоятельства его к этому не принуждали.

Педагогические работники вопросы безопасности жизнедеятельности дошкольников должны включать в различные виды детской деятельности: игровую, познавательную, трудовую, изобразительную, художественное творчество и чтение.

Данные навыки совершенствуются в последующие периоды жизни детей дошкольного возраста, к ним дополняются другие задачи, в соответствии с возрастом.

Во второй младшей группе (3-4 года) совершенствуется ориентировка детей в окружающем пространстве, в том числе на дороге (смотреть по сторонам: направо, налево).

Педагогические работники в процессе организованных видов детской деятельности должны знакомить дошкольников с некоторыми видами транспорта и его частями (легковой, грузовой, кабина, колеса, окна, двери), формируют представление об улице и ее основных частях («улица», «дорога», «тротуар»), о сигналах светофора (красный, желтый, зеленый цвета) и о том, что, переходя дорогу, необходимо держать взрослого за руку.

В специально организованной (занятиях, играх) и в нерегламентированной деятельности педагогические работники должны осуществлять ознакомление детей с профессией «водитель», включать в игровую деятельность разные подвижные, дидактические и сюжетно-ролевые игры (например, «Светофор», «Цветные автомобили», «Самолеты», «Поставь машину в гараж» и др.), используют различный демонстрационный материал (картинки, плакаты, макеты и т.п.).

В средней группе  (4-5 лет) педагогические работники  уже должны знакомить детей с работой некоторых видов транспорта, обращать внимание на их сходство и отличие (троллейбус, трамвай, автобус, легковой и грузовой автомобили), профессиональной деятельностью водителя, а также с тем, что транспорт не только осуществляет перевозку людей и грузов, но и таит опасность; расширяют представления о поведении на улице, дороге, перекрестке («пешеход», «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеходный переход», «остановка»); знакомят с назначением светофора и обозначением его сигналов (красный (стой), желтый (ожидай), зеленый (иди, но оглядись). Детям пятого года жизни также доступны представления о правилах перехода проезжей части (места, где и как можно ходить пешеходам), некоторых дорожных знаков из группы «Информационно-указательные знаки», «Запрещающие знаки».

Родители во взаимодействии с учреждением дошкольного образования должны закреплять представления детей о правилах дорожного движения в повседневной жизни (на улице обращают внимание на пешеходный переход, работу светофора и др.)

В старшей группе  (5-7 лет) педагогические работники формируют у детей умение ориентироваться в окружении учреждения дошкольного образования, знакомят с понятиями «перекресток», «проезжая часть дороги», «разделительная полоса», «тротуар», «обочина», закрепляют правила перехода проезжей части (подойти к пешеходному переходу, остановиться на некотором расстоянии от бордюрного камня тротуара, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, направо, а затем снова налево, убедившись, что транспорта нет или транспортные средства остановились, выйти на пешеходный переход, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа), с назначением дорожных знаков, о правилах поведения в общественном транспорте. Дети также знакомятся с назначением и необходимостью пользования световозвращающими элементами, с профессиональной деятельностью сотрудников ГАИ (ОВД), у них формируются представления о том, что на дорожную ситуацию могут влиять погодные условия.

Родители в повседневной жизни закрепляют представления и умения детей дошкольного возраста по правилам безопасного поведения на дороге.

В каждой возрастной группе (или в специально отведенном помещении и др.) в соответствии с возрастными возможностями и способностями детей, задачами учебной программы дошкольного образования организуются уголки безопасности дорожного движения. Содержание данных уголков может включать макет улицы с проезжей частью и пешеходным переходом и др., дорожные знаки, разные дидактические игры (например, «О чем говорят знаки?», «Угадай знак», «Собери светофор» и др.).

Решение проблемы дорожно-транспортного травматизма детей   неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья детей. С этой целью обучение и воспитание как формы профилактики должны постоянно совершенствоваться.

Главная задача – научить ребенка безопасно вести себя и ориентироваться в дорожных ситуациях, воспитать сознательное отношение к выполнению ПДД.

 

Шиков, А.Н. Профилактика детского травматизма в Республике Беларусь /А.Н. Шиков. – Министерство здравоохранения Республики Беларусь